Александр Суворов – великий русский полководец, известный своими привычками, которым он неуклонно следовал, и которые удивляли (если не сказать больше) народ, его окружение и воинов. Но несмотря на то, что многие считали Суворова чудаком, поведение его в большинстве случаев имело логическое объяснение. Никто, например, не мог понять, почему Суворов обедал в 8 утра.
Как Александр Суворов просыпался и проводил утро
Чтобы не быть голословными, обратимся к очевидцу давних событий – Ивану Сергееву, отставному сержанту, который находился подле Суворова на протяжении 16 лет безотлучно. В своих записках он рассказывал о том, что день великого полководца начинался… в час ночи. Если же с утра его ожидали важные дела, или же речь шла о военном времени, Суворов поднимался и того раньше. Чтобы не проспать, он приказывал своему камердинеру будить его в назначенный час, не слушая сонных отговорок.
Чтобы окончательно проснуться и взбодриться, Суворов вскакивал с постели и, не одеваясь, начинал бегать по комнате туда-сюда, а также маршировать в такт. Причем, если случалось ночевать не в спальне, а в палатке, Суворов от своих традиций не отказывался – целый час он маршировал и бегал, пока ему не подавали чай. При этом полководец громко зачитывал из тетрадей, которые держал перед лицом, карельские, татарские и турецкие слова с целью изучения иностранного языка.
После “марша” и чтения иностранных разговорников, Суворов умывался (во втором часу ночи) и садился пить чай. Стоит упомянуть о том, что чай ему готовил исключительно его личный повар, который даже воду для чая кипятил в его присутствии. Когда чай был подан, Суворов требовал подать ему чистый лист бумаги – для записывания иностранных слов, которые он только что изучил.
Сразу после чая Александр Суворов (по-прежнему не одетый) целый час пел басом по нотным книгам духовные концерты, сидя на диване. Приближенный полководца утверждал, что тот получал от пения огромное удовольствие. Уже после пения Суворов поднимался и быстро одевался, буквально за 5 минут.
Общение со взводом и обед
К взводу Суворов приходил, когда на часах не было и 7 часов. Каждое утро он разговаривал с солдатами, делясь мудростью и вселяя в них уверенность в своих силах. Он любил говорить: “Братцы! Смелость, храбрость, бодрость, победа и слава!”. Также приучал воинов экономить пули: “Береги пулю 3 дня – первого коли, второго коли, а третьего пулей убей”.
По возвращении к себе, Александр Суворов занимался письменными делами, а если таковых не было – звал для чтения иностранных газет полковника Фалькония. После чтения полководец спрашивал, не готов ли обед, после чего садился за стол в 8 часов утра. Если он приглашал кого-то отобедать вместе с ним, приглашенные приходили к этому же времени. Только иногда, если почетный гость не сумел прийти вовремя, обед начинался на час позднее.
Завтрака и ужина у Суворова никогда не было – только обед, всегда ранний. Фрукты и сладости полководец не уважал. Изредка вечером приказывал принести тонкие дольки лимона в сахаре или 3 ложки варенья со сладким вином. А перед обедом он всегда выпивал рюмку тминной водки (всегда одну) с кусочком редьки – для аппетита.
Казалось бы, человек, который кушает единожды в день, должен наедаться во время обеда, чтобы не захотеть есть до самого сна. Но это не про Суворова – у него был слабый желудок, и съесть лишнего он не мог. Во время приема пищи около полководца стоят камердинер Прошка, который следил, чтобы Суворов не съел больше обычного. Когда пора было перестать кушать, Прошка отнимал тарелку, даже если Суворов возражал – он знал, что если полководцу станет плохо, он будет отвечать за это.
Чем занимался Суворов после обеда
После обеда Суворов начинал играть в хоровод, но только не с девицами, а солдатами и военными чинами. Именин и рождения своего никогда не праздновал, но всегда праздновал торжественные дни рождения императрицы и наследника. После обеда Суворов ложился спать часа на три, но, когда случались дела, отдых его сокращался. Спал, совершенно раздевшись. Постелью ему служило сено, над сеном цеплялась толстая парусиновая простыня, на нее укладывалась тонкая плетеная простыня, а в голове – две подушки. А третья плетёная простыня служила ему вместо одеяла.
Как одевался Суворов в холодное время года
Зимой ни в какую стужу он не носил на себе не только мехового платья, но даже тёплых фуфаек и перчаток, хотя целый день должен был стоять на морозе в одном мундире. В самый жесточайший мороз Суворов на разводах был в одном супервейсте с каской на голове , а в торжественные дни – в мундире и в шляпе, но всегда без перчаток.
Плащи не надевал даже в самый страшный дождь. Зимой он любил, чтобы в его комнатах было так же тепло, как в бане. Большую часть дня он расхаживал по комнате без всякого платья.
Другие “странные” привычки Александра Суворов
Он не терпел своих портретов – только одна императрица убедила его после взятия Варшавы согласиться, чтобы с него написали портрет и сделали бюст. В доме в его не было зеркал, и если на отведённой ему квартире оставалось зеркало, оно закрывалось простынями. “Помилуй Бог! Я не хочу видеть другого Суворова”, – говорил он. Также он не любил и никогда не носил карманные часы, говоря, что солдат и без часов должен знать время.
Во время Польско-турецкой войны, особенно при больших утомительных переходах, Суворов слезал с лошади и бросался на траву, валяясь при этом несколько минут и держа ноги кверху, приговаривая: “Это хорошо”. Чтобы кровь разогналась, то же самое приказывал делать и солдатам.
Почему Суворов вел себя подобным образом
Обозревая частную жизнь и привычки Суворова, который как будто отделил себя от человечества, мы должны искать увидеть в них выражение его духа. Тогда странности его представятся нам решительностью. Гений подчиняет обстоятельства себе, а не подстраивается под обстоятельства. Его странности помогали ему не подчиняться условиям светской жизни, которая могла ему препятствовать победе перед неприятелем. Главным отклонением от обыкновенной к жизни других была привычка вставать в полночь и несколько часов ходить обнаженным.
Он хотел приучить себя и своих воинов быть всегда готовым к отражению атак врагов и к ночным переходам по лесам и по полям. Чтобы очутиться над головой неприятеля, он не должен был знать обыкновенного сна и отдыха – вот что было главной причиной собственного распорядка в его жизни. Он ходил несколько часов обнаженным, чтобы приучить себя к холоду и суметь превозмочь слабость своей человеческой природы. При этом привычка обливать себя холодной помогла ему закалить свое тело от влияния непогоды, и оттого он казался существом сверхъестественным. Его простота, сдержанность и терпеливость поражала воинов, любивших его как родного отца. Он своим примером учил их переносить все трудности жизни.