На горе Кнан, расположенной на высоте 900 м над уровнем моря, находится священный город для всех каббалистов. Цфат, основанный больше 2000 лет назад, получил такую славу в средние века, когда на его территории расположилась еврейская община выходцев из Испании.
Мировой центр Каббалы
Справка! Каббала — это религиозно-мистическое учение, основанное на Торе. Специалисты считают, что она включает четыре степени знания.
Приступать к изучению Каббалы разрешается только тому, кто смог достичь каждого предыдущего уровня. Раньше считалось обязательным знание письменной и устной Торы. В последние годы считается возможным постепенное познание учения даже теми, кто ещё только знакомится с древними еврейскими книгами.
Большая популярность появилась у города в последние десятилетия. Это связано с расширением учения Каббалы на другие континенты.
Основным назначением учения следует считать самосовершенствование. Мадонна, Бритни Спирс, Наоми Кэмпбелл, Деми Мур, Эштон Кутчер, Барбара Стрейзанд, Кайли Миноуг — многие мировые звёзды интересуются Каббалой, и активно посещают семинары.
Рождение мистического учения Каббала
Начало возникновения учения Каббалы уходит к I-II векам н. э. Традиция закрепилась в XII веке, и активно развивалась испанскими евреями в XVI веке. Её связывают с осмыслением ролей творца, его творения, смысла человеческого существования.
Каббала изучает связь причины и следствия, тайный смысл Торы, помогает приверженцам заниматься самосовершенствованием с целью обретения предназначения как в материальном, так и в духовном мире.
Каббала определяет, что человек будет приходить в этот мир до тех пор, пока не узнает и не исполнит предназначенную ему функцию. Её целью считается принятие каждым приверженцем единства мира в своём сознании. Наработки передаются путём адаптации под запросы каждой эпохи.
Пророки
Во славу и память еврейских мудрецов в Цфате построены синагоги. Древнейшей в городе считается синагога «Сефардский Ари». Первоначально она носила название «Пророк Элияху», но в XVI веке была переименована в честь великого богослова.
Рабби Ицхак Лурия (или Аризаль), живший в XVI веке, был еврейским богословом и мистиком, активно развивал учение Каббалы. Он не считал необходимым записывать свои мысли, а передавал их своим ученикам устно. Появившись в Цфате в 1569-1570 гг., он занял равное место среди умудрённых богословов.
Рабби Хаим Витал был единственным учеником, который на протяжении двух лет имел право записывать идеи учителя. Многие считали Лурия мессией и называли Ари. Именно он организовал типографию, в которой первой была напечатана книга на иврите. Лурия был и основоположником нескольких гимнов, обычаев и нововведений, которым следуют до сих пор.
Интересно! Аризаль ввёл обычай не подстригать мальчиков до 3-летнего возраста, а затем совершать ритуальную стрижку в Мероне, возле могилы автора книги «Зоар» Шимона Бар Йохая.
Для своих занятий Ари вместе с последователями отправлялись в сады. После его смерти на поле, граничившем с Еврейским районом, была возведена синагога «Ашкеназкий Ари». С площадки открывается вид на гору Мерон и могилу Шимона Бар Йохая. Синагога пострадала во время землетрясения 1837 года, но была восстановлена в 1857 году.
Исторические факты
Во время 7-дневной Израильской войны во время общей молитвы в синагогу попал снаряд. В этот момент, в соответствии с уставом, молящиеся пригнулись, и боеприпас оставил след на стене, никого не задев.
Богослов, живший во II веке, считается автором книги «Зоар», в которой записаны основы Каббалы. Он является еврейским праведником и много раз упоминается в Талмуде. Его захоронение в Мероне стало местом паломничества. До наших дней дошли его мудрые высказывания:
- «Человек хвалит тихо, а ругает громко»;
- «Тот, кто воздерживается от плохого поступка, получает вознаграждение, как будто совершил хороший поступок» и другие.
Синагога «Абуав» была построена идентично той, что существовала в Толедо. Сам Абуав был раввином толедской еврейской общины XIV века, автором книги «Менорат а-Маор», что означает «Свеча света».
Он работал над написанием старинного свитка Торы. Во время работы проводил ритуальные омовения в Микве. 26 выполненных им погружений равноценны сумме букв в имени Господа. С точки зрения еврейских мудрецов, он составлял свиток в наиболее чистых условиях. На этот труд он потратил три года. Бежавшие из Толедо ученики, захватили свиток Торы в Священную землю. В настоящее время рукопись достают только по великим праздникам.
Справка! Во время землетрясения 1837 года погибло 4000 евреев, обрушились стены синагог «Сефардский Ари» и «Абуав». Но стены с южной стороны, где хранились свитки Торы, остались стоять непоколебимо.
Голубой город
Цфат — город, утопавший в голубых красках. Существует предание, что демоны, посетившие город, решат, что попали на небеса и, не потревожив жителей, исчезнут. Когда-то в такой цвет красились все дома города, но постепенно обычай исчезает. Немногие из жителей продолжают поддерживать эту традицию.
А ещё в городе существует квартал живописцев: на поразительных картинах множество оттенков голубого и жёлтого. В их мастерских можно приобрести не только понравившееся полотно, но и произведения ювелирного искусства или скульптуру.
В годы гонений в Испании и Португалии еврейская община только сплотилось вокруг учения каббалы, и перенесла его на Священную землю. Мистическая составляющая с тех пор не только укрепилась, но и расширилась, привлекая и в наши дни всё больше и больше приверженцев.