Сын журналиста, придерживающегося республиканских взглядов; ученик лоцмана, ставший лейтенантом торгового флота; помощник брокера, куда его устроил дядя, занимающийся меценатством и коллекционированием предметов искусства. Что общего у этого человека и выдающегося творца Поля Гогена? В чём скрытый смысл его картин? Известны ли ответы на вопросы, заданные им в названии своего шедевра? Об этом и другом расскажем ниже.
Картина 1888 г. «Видение после проповеди или Борьба Якова с ангелом»
Поль Гоген родился в 1848 году в прекрасном Париже, а умер в 1903-м во Французской Полинезии. Его жизнь не была овеяна признанием и славой, хотя многие знаменитые художники того времени, в том числе Дега и Писсаро, очень высоко отзывались о его работах. О нём написан роман «Луна и грош» известного драматурга С. Моэма.
1888-й год поистине переломный в эволюции его творческого начала. Пока ещё импрессионист в душе, Гоген использует в своей живописи приглушённый цвет, как будто слегка ударяя по холсту кистью, в духе своего учителя К. Писсаро.
Но постепенно внутренний взгляд возобладал в нём и прямое естество натурщиц — бретонских женщин, прачек и купальщиц — отошло на второй план.
Синтезируя действительную форму и воображаемые чувства, художник увлёкся клаузонизмом (по аналогии с клаузонской эмалью), пропагандирующим упрощённость форм в плоском цвете. Гогену принадлежит новшество — резные линии, ярко разделяющие цветные глазури.
В этот период творчество художника наиболее продуктивно. Именно в Понт-Авене он пишет свою знаковую, известную на весь мир «Видение после проповеди или Яков, борющийся с ангелом».
Картина поражает своей энергетической композицией: ствол дерева, прихожанка, небольшая фигурка быка, борющиеся Яков и ангел.
Этой метафорой Гоген стремится показать каждодневное упорное противостояние человека и Бога, давшего ему право на свободный выбор.
Обращаясь к японскому колориту и используя яркий контраст цветов — красного, синего, белого — художник тем самым показывает, что внутри человека борются две противоположности — материальное и духовное. А вот последнее как раз и зависит от того, как часто ты возносишь Богу свою молитву, оставаясь наедине с ним.
Многие считают, что в этой картине Гоген показал себя самого и собственную внутреннюю борьбу.
Создание картины «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?»
Этот шедевр был написан в 1897 году. По признанию самого художника, после её завершения он даже хотел отравиться. Было ли так в действительности — доподлинно неизвестно никому. Но творческому порыву предшествовал ряд трагедий, которые он воспринял очень остро, отождествляя их со своей кончиной.
Прежде всего, трудное материальное положение. Хотя Гоген и категорически отверг предложенную правительством помощь, назвав её подачкой.
Кроме того, обострилась тяжёлая болезнь и пагубное пристрастие к спиртному.
Но главный сокрушительный удар нанесла Гогену небольшая записка (1891 г.), где сообщалось, что его дочь Алина умерла в возрасте 21 год.
После этого он полностью разорвал все отношения с женой, которая считала его причиной гибели дочери, и отказался от религии, написав: «Если моя дочь умерла, то зачем мне Бог?».
Итогом пережитых им нравственных и физических страданий и стал этот поистине уникальный шедевр, ярко излагающий философию автора.
Важно! Используя структурную композицию в обратной хронологии жизни женщины, художник тем самым показывает, что настоящее мастерство включает понятие первозданности, примитивности, невинности.
15 мистических символов на картине
Важно! Почему, создав свой самый известный шедевр, Поль сразу же ушёл в горы, держа в кармане коробочку с ядом? В чём кроется разгадка такого поведения автора?
Увидеть картину можно в Бостоне, в экспозиции музея изящных искусств. Её название написано на французском языке. Оригинальность манеры письма заключается в необходимости «чтения» сюжета с правой стороны налево, по аналогии с каббалой. Это учение всегда очень интересовало Гогена.
Для понимания нужно знать значение написанной им символики:
- Спящий ребёнок — душа человека, которая ещё не нашла своего воплощения в земной жизни. Будучи теософом, автор представляет человеческую душу, ещё не получившую материальное тело, как образ младенца с его абсолютным счастьем.
- Символ земного горя — собака.
- Три женщины — первый этап телесного пребывания души, которая не озабочена собственным познанием. Нет необходимости в самоанализе и сомнениях. Превалирует наслаждение счастьем на земле.
- Мужчина, срывающий плод — стремление человека познать тайны мироздания. Это врождённое желание у кого-то проявляется, а у кого-то — нет.
- Силуэт с положенной на голову рукой — второй этап жизни на земле, когда душа уже отчаялась найти ответы на серьёзные вопросы.
- Два мудреца в красных одеждах, делящиеся своими идеями — третий этап, когда появляется способность анализировать свои поступки.
- Олицетворение духовного пути — птица.
- Женщина в чёрной одежде — высший этап развития духа и осмысления земного бытия. Пройдя через множество страданий, душа наполняется скорбью и спокойствием, ведь в конечном итоге её наградой будет вечное блаженство и покой.
- Символ вечности — источник.
- Надежду воскрешения в райских кущах олицетворяет божественная статуя.
- Подросток означает зачаточность становления духа. Это ассоциация с людьми, склонными к телесному, но так и не сумевшими постичь себя духовно.
- Коза, котёнок, щенок утверждают беспечность материальной жизни, коей чужды духовные искания.
- Нагая натура — сладострастие, присущее тем, кто довольствуется исключительно материальными благами.
- Старая женщина — безысходность окончания жизненного пути. Её душа аморфна, не завершив своего развития.
- Неизбежность смертного часа показывает птица с ящерицей в когтях.
Гоген решил отравиться
Намереваясь прожить оставшуюся часть жизни на природе, Гоген в возрасте 45 лет уехал на Таити. Но проблемы с местной властью сделали его жизнь на райском острове невыносимой. Отсутствие работы и средств к существованию стали причиной того, что художник впал в депрессию. К тому же, обострились донимавшие его множественные хронические болезни: нарушения в работе сердца, головокружение, экзема.
Важно! Оставшись без куска хлеба и полностью отчаявшись, в 1897 году Гоген решил покончить с жизнью, оставив предварительно некое духовное завещание.
Закончив свою шедевральную работу, незадолго до наступления 1898 года, он взял коробочку с ядом и отправился в горы.
Возврат к жизни
К счастью, ядовитая доза оказалась слишком мала, и Поль к утру возвратился в свой дом, где заснул крепким сном. Вместе с пробуждением к нему вернулось непреодолимое желание жизни. Художника взяли на работу, а картины стали быстро продаваться. Мистическим образом картина стала биографической.
Гоген излечился от болезни глаз и вступил на новую ступень творческой жизни. И хотя его полотна так и остались близки тематике той, что стала его завещанием, но они наполнены солнцем и красками.
Всю жизнь пребывая в неустанном поиске, Гоген сумел создать собственный стиль. Было ли это его целью? Скорее всего, нет. Будучи по натуре несгибаемым творцом, он воплотил в своих картинах неповторимую мозаику своего жизненного пути, который формировался не благодаря тепличным условиям, а вопреки всем тяжёлым испытаниям. Поэтому его картины — это музыка, состоящая из отдельных звуков-мазков, которой мы наслаждаемся как симфонией красоте мира.