Жизнь и ошибки князя Игоря

normal_hist_008

Так получилось, что о новгородско-северском князе Игоре Святославовиче мы знаем благодаря поражению русской дружины в одной из битв с половцами. Неизвестный автор рассказал об этой трагической странице истории Руси в поэме «Слово о полку Игореве». Случилось неожиданное – история князя Игоря и судьба уникальной поэмы связались воедино.

Князь Игорь родился в 1151 году и принадлежал к роду Рюриков, клану Ольговичей. Основным владением Ольговичей являлась Черниговщина, но князья ходили военными походами для расширения своих земель на соседние земли, Киев и Новгород. Игорю Святославовичу достался княжеский престол в Новгород-Северском. Само княжество было небольшим и не богатым. Особенность этих земель состояла в том, что находились они на границе с половецким ханством и княжество являлось щитом, закрывающим Русь от многочисленных половецких набегов. Поэтому князь Новгород-Северска должен был быть одновременно князем-воином, князем-пограничником и князем – мудрым правителем. На эту роль Игорь Святославович подходил идеально. По матери он являлся наполовину половцем и хорошо знал кочевой народ. Умел с ними жить в мире, хотя иногда военные стычки все же между дружиной Игоря и половцами происходили. Была у Игоря доминирующая черта в характере: он любил военные походы, не избегал битв, ему нравилось совершать дерзкие рейды вглубь территории неприятеля.

В молодости князь Игорь участвовал в походе Андрея Боголюбского на богатый Киев. Ему удалось добыть немало сокровищ при разграблении города. Однако, в дальнейшем, его участие в междукняжеских распрях не принесли ему ни прибыли, ни славы. А его противостояние с князем Рюриком Ростиславовичем завершилось полным поражением войска князя Игоря.

Нельзя считать князя Игоря неудачником. За ним числятся значительные победы. Например, в 1171 году он вернулся из похода на половцев с победой. А в начале 1180-х годов он дважды добивался победы с малыми силами: в 1183 году он победил степняков и привел много пленных, а через несколько месяцев наголову разбил отряд половцев, состоящий из 400 бойцов.

Легкие победы, очевидно, вскружили голову князю Игорю. Он уже считал половцев не опасными врагами. К 1185 году, собрав войско, Игорь пошел войной на половцев. В походе участвовали воины князей Святослава Рыльского, Всеволода Трубчевского и Владимира Путивльского. Из Чернигова пришел отряд кочевников-ковуев и присоединился к созданной Игорем военной коалиции. Войско оказалось сборным, но малочисленным: немноголюдные вотчины князей-участников похода не могли дать больше воинов в войска.

Вначале похода русскому войску повезло – в бою у реки Сюурлий они победили передовой отряд половцев. Но разведка доложила князю о наличии больших сил неприятеля впереди. У князя Игоря оставался шанс, чтобы немедленно отступить, сохранив людей и славу первой победы, но Игорь в нерешительности остановился и объявил ночевку у реки Каялы.

Князь Игорь неправильно оценил силы половцев – ресурсы человеческие и материальные у них были достаточны для сопротивления русскому войску. Степняки собрали бойцов со всей своей земли и утром напали на войско русских князей: «Когда же занялся рассвет субботнего дня, то начали подходить полки половецкие, словно лес. И не знали князья русские, кому из них против кого ехать – так много было половцев…». В этом бою князь Игорь получил ранение в руку.

Несмотря на то, что главный воевода, практически вышел из боя, сражение продолжалось почти сутки. А утром поле боя самовольно покинули ковуи. С ними бежало небольшое число боярских дружинников, но сами бояре до последнего оставались на поле брани. Князь Игорь попытался догнать бежавших и отдалился от своих воинов. А когда он решил вернуться к сражающимся войскам, половцы, узнав его, помчались наперерез и захватили князя в плен. Потеряв главного воеводу, русская рать окончательно потерпела поражение. Все князья, сражавшиеся плечом к плечу с князем Игорем и своими дружинами оказались в плену. Только 15 ратникам удалось избежать плена и уйти обратно на русские земли.

Когда весть о поражении и пленении Игоря дошла до Святослава Всеволодовича, то он срочно приступил к формированию новых полков для защиты русских рубежей. Святослав считал, что Игорь «не удержав пыла молодости, отворили ворота на Русскую землю». Окрыленные победой, половецкие орды хлынули на Русь, чтобы отомстить русичам за прежние поражения. Неисчислимое горе русскому населению принесли эти кровавые набеги степняков: пылали села, текла кровь, опустошались города.

Из-за текстов древних летописей, современники и потомки запомнили князя Игоря только по его поражению на Каяле-реке. Его неудача навлекла на Русь большие несчастья. А виновник бед томился в плену и чистосердечно сокрушался о своем грехе перед русским народом. Судя по тому, что ему разрешили вызвать с Русской земли священника, относились к нему половцы, как знатному пленнику.

Вскоре князю Игорю удалось бежать из плена. Сын его Владимир еще долго оставался в плену степняков. Возвратился он на Русь только после того, как женился на дочери князя Кончака.

Только к 1191 году Игорь Святославович посчитал, что дружина и княжество оправились от тяжелых потерь и полки готовы идти войной на кочевников. Русским князем этот военный поход рассматривался как реванш за поражение на Каяле-реке. Военная компания против половцев на этот раз оказалась успешной: с богатой добычей русское войско возвратилось в княжество.

Уроки поражения на реке Каяле не прошли для князя Игоря даром, в последующих военных походах против степняков он стал осторожнее. Игорь Святославович вновь возглавил коалицию, в которую вошли все Ольговичи, чтобы повторить удачный набег на степь.

Казалось, что в этот раз история с неудачным походом шестилетней давности повторяется. Половцы также хорошо подготовились к нападению русичей. И прибегли к привычной для них тактике: планировали заманить русское войско вглубь территории, прямо, в подготовленную заранее, хитроумную ловушку. Разведка половцев очень внимательно следила за продвижением войск Ольговичей. Но Игорь предполагал такое развитие событий и вовремя вывел воинов из под удара значительно превосходящих сил противника: он осуществил скрытное ночное отступление. Половцы не ожидали такого военного маневра, бросившись в погоню, они не смогли настигнуть русичей.

Князь Игорь Святославович, к сожалению, в русской истории известен только по событиям 1185 года. Полагаю, это неправильно и несправедливо. Хотя как военноначальник он был посредственным, но как боец он превосходил многих лучших воинов своей дружины и обладал большим опытом сражений. Как правитель, он отличался мудростью и добротой. За проявленную отвагу по защите рубежей Руси, он был вознагражден: из второстепенного княжества, был переведен в Чернигов, считающийся одним из «старших столов» Руси. Черниговским князем Игорь Святославович стал уже на закате жизни. Вскоре князь-воин, князь-христианин мирно скончался.

История неудачного похода князя Игоря на половцев, да еще в стихотворной форме, стала известна только в 18 веке. Но события давно минувших дней, рассказанные неизвестным автором, сами стали загадкой, которую не могут понять многочисленные исследователи.

Рукопись «Слово о полку Игореве» найдена была в Спасо-Преображенском монастыре. Ее через посредников приобрел знаток русских древностей, коллекционер граф А. И. Мусин-Пушкин.

В 1812 году во время московского пожара рукопись погибла. Однако за 12 лет до этого события вышло первое издание «Слова».

Поэма уникальна и загадочна: ее таинственный ритм завораживает, текст почти сразу разошелся на крылатые фразы, при ее чтении невольно болью наполняется сердце.

После находки поэмы постоянно высказываются сомнения по поводу возраста поэмы и ее подлинности. По одной из версий, виновниками появления «подделки» является граф А. Мусин-Пушкин, поэт В.К. Тредиаковский, историк Н. Карамзин и чешский просветитель Й. Добровский.

Какие же доводы приводят «сомневающиеся»: язык поэмы не соответствует эпохе князя Игоря, применение в произведении слов, относящихся к французскому языку (галлицизмы), повальное увлечение в начале 1800-х годов древними романтическими подделками под старину. К тому же в 19-м веке нашлась еще одна древнерусская поэма – «Задонщина», созданная в 15-ом веке (времена Дмитрия Донского). Существует схожесть между этими двумя произведениями. Загадка в том, что никто не может сказать, какая из поэм является первичной.

Сторонники «слова о полку Игореве» считают, что поэма была написана сразу после неудачного похода князя Игоря – в конце 12-го века. А аргументы они выдвигают следующие:

– во-первых, эпический текст «Слова» такого высокого уровня, что никто из известных поэтов, последующих времен, не мог создать такое произведение;

– во-вторых, на вопрос – почему автору поэмы понадобилось так подробно описывать неудачный поход второстепенного князя, можно ответить, что автор остерегал русских князей от непродуманных и скоропалительных решений при планировании военных походов;

– в-третьих, в плаче по усопшим в «Слове» проходит красной нитью необходимость единства Русской империи. Это именно то, что могло тогда сплотить русскую нацию, против сильного и коварного врага – степных народностей.

Так получилось, что «Слово о полку Игореве» стало не только биографией русского князя Игоря Святославовича, но и самой таинственной загадкой русского Средневековья.

К сожалению, это великое произведение создало о князе Игоре не совсем правильное мнение, принизив его роль в истории Руси.

Ради исторической справедливости необходимо сказать, что князь Игорь никогда не был заурядным князем и малозначительным человеком. В конце жизни он показал себя мудрым правителем, патриотом Руси, осознающим неизбежность тяжелых испытаний и сделавший все возможное, чтобы выйти из трудной исторической ситуации.

https://www.youtube.com/watch?v=rpCSVveUXIw

Андрей Клешнёв
Андрей Клешнёв
Оцените автора
Тайны.нет
Добавить комментарий

Adblock
detector