Творчество И. Крамского известно многим по его шедевру — картине «Незнакомка». Это полотно находится в Третьяковской галерее. Но попало оно туда не от автора, а через много лет после создания. За эти годы оно путешествовало от одного хозяина к другому, пока не оказалось в музее. Кстати, сам П. Третьяков поначалу хотел приобрести «Неизвестную» для своей коллекции, но позже отказался.
С картиной связывают мистическое начало. Поговаривают, что под её влиянием с людьми происходят различные неприятные происшествия.
Кто она — «Неизвестная», а в народе «Незнакомка»?
На картине присутствует молодая модная женщина, наряженная по моде 80-х годов XIX века. Зная, что в светском обществе не допускалось одеваться таким образом, можно предположить, что изображённая на картине дама не аристократка. Да и сам живописец не указывает её имени. Картина изображает «Неизвестную».
После написания портрета возникло много версий о той, кто был натурщицей для живописца. В их числе называли и фаворитку Александра I Варвару Туркестанишвили, и неофициальную супругу императора Александра II княгиню Юрьевскую, и родственниц самого живописца — дочь Софью и племянницу Людмилу. Сам портретист не хотел обнародовать имя.
Важно! Специалисты сходятся во мнении, что для написания портрета автор использовал черты нескольких женщин.
«Незнакомка» — одна из загадочных шедевров
Мотивом к написанию портрета для И. Крамского послужил случай, произошедший с дворянином Бестужевым. Приехав погостить к своей тётке в Курскую губернию, он присмотрел среди её челяди симпатичную девушку Матрёну. Барин решил жениться на ней и забрал в столицу. Там девушку начали обучать светскому этикету. В одной из поездок по городу Матрёна повстречала бывшую хозяйку и надменно повела себя с нею.
Эту историю И. Крамской слышал от самой девушки. Именно такой эпизод и запечатлён на портрете — надменный взгляд не очень образованной кокетки. Из-за этой девушки Бестужеву пришлось пережить немало неприятных ситуаций, впоследствии закончившихся разводом. Поэтому слава этого прототипа и принесла картине известность как «роковой».
Вторым наиболее достоверным прототипом героини картины следует считать дочь художника — Софью. Отец с дочерью были духовно близки, много времени проводили вместе в мастерской, обсуждали общественные и культурные события. Впоследствии она сама стала замечательным портретистом и книжным иллюстратором.
Девушку преследовали неудачи в любви. Может, это действительно так на неё повлияла картина. В юности за нею ухаживал живописец А. Бенуа, но она побоялась выходить замуж за человека намного старше её. Затем у неё состоялась помолвка с медиком Сергеем Боткиным, но незадолго до свадьбы он влюбился в подругу невесты Александру Третьякову и женился на ней. Как всё взаимосвязано?! А Софья, собрав волю в кулак, продолжала общаться с подругой. Только по прошествии многих лет после смерти отца, она вышла замуж за юриста Г. Юнкера.
После смерти мужа и Октябрьской революции на её долю выпало немало испытаний, в том числе и ссылка в Сибирь. Там она тяжело болела, перенеся два инсульта, но продолжала работать, иллюстрировать журналы и учебники. Кроме того, Софья занималась фотографией, хорошо знала языки. По ходатайству Е.П. Пешковой, весной 1932 года она возвращается в Ленинград, где в скором времени скончалась при странных обстоятельствах. Якобы от укола рыбой. Была реабилитирована в 1989 году.
Почему Павел Третьяков отказался купить картину?
Существовавшие поверья гласили о том, что девушки, изображённые на картинах, высасывают жизненную энергию из хозяев. По этой причине во многих дворянских домах портреты старались вешать в библиотеках или коридорах домов.
Не избежал такого суеверия и П. Третьяков, отказавшийся приобретать полотно для своей галереи. Видимо, чувствовал что-то связывавшее портрет с жизнью своей дочери.
Роковая картина несёт несчастья
Картина начала переходить от одного хозяина и к другому и обрела «нехорошую» славу.
Справка! В тех семьях, где побывала «Неизвестная» происходили большие неприятности: у кого-то сбежала жена, у кого-то пропал капитал, случился пожар. Были и смерти близких родственников, и серьёзные болезни, предательства, и другие проблемы.
По одной из версий о натурщице для написания портрета, ею была возлюбленная Саввы Морозова. По несчастливой случайности девушка была задавлена колёсами кареты. С тех пор её душа блуждает по улицам столицы.
Картину перепродали за границу, но она и там доставляла хозяевам несчастья. Обратно на родину «Неизвестная» вернулась в 1925 году. После водворения на ранее предусмотренное место в Третьяковской галерее, все «несчастья» прекратились.
Проходят годы, но интерес к картине не уменьшается. В годы советской власти к картине пришла вторая волна популярности. В это время даже был создан набор конфет с портретом на коробке. Назывался он «Незнакомка». Видимо, по аналогии со стихотворением А. Блока. Теперь женщину, изображённую на картине, стали расценивать как утончённый образ красавицы, а не дерзкой деревенской простушки.