Туринская плащаница — шедевр Леонардо да Винчи?

Туринская плащаница, по свидетельству доктора Карла Шукера, мирового специалиста по аномальным явлениям представляет собой льняное полотнище размером 4,3 метра на 1,09, на котором можно рассмотреть два отпечатка, спереди и сзади, тела, вытянувшегося во весь рост. Веками многие люди верили в то, что это то самое полотнище (или плащаница), в которое завернули снятого с кресте Иисуса, и что отпечаток на холсте ≈ это не что иное, как изображение Христа.

Туринская плащаница - шедевр Леонардо да Винчи?

Самое первое документальное упоминание о Туринской плащанице относится к 1353 году, когда она появилась во Франции у графа Же-фри де Шарни. В 1453 году внучка графа подарила ее герцогу Луи Савойскому. В 1532 году в церкви, где хранила плащаницу династия Савойских вспыхнул пожар. Каким-то чудом плащаница осталась цела. В 1576 году ее преподнесли в дар собору Турина, и сейчас она хранится здесь, в алтаре XVII века.

Тщательно исследовав плащаницу, доктор Шумер пишет: «Хотя при внимательном рассмотрении на раритете действительно угадываются два изображения, они неотчетливы, и поэтому, видимо, наука пристально не интересовалась этой реликвией вплоть до начала XX века. Именно тогда Секондо Пиа сделал первые снимки плащаницы ≈ и потряс мир. На негативах видны были не расплывчатые очертания, а детальный портрет человека, принявшего мученическую смерть на кресте. Очень четко видны следы от гвоздей на его кровоточащих запястьях и ступнях, рубцы, оставленные на спине плетьми, которые были в ходу у римских солдат времен Иисуса. Видны кровавые ссадины от тернового венца и рана в боку, нанесенная колющим оружием. Появилось изображение, удивительно напоминающее исторические иконы Спасителя».

Мученик был высоким бородатым мужчиной лет 30≈40. Для многих исследователей, ученых и экспертов после проявления негативов все вопросы отпали: это действительно изображение Иисуса. Но как оно попало из Святой Земли в Европу?

Первые двести лет христианства Иисуса изображали в виде рыбы или ягненка. В человеческом образе его рисовали как прекрасного юношу без бороды, усов и с короткой стрижкой. Не до конца ясно, почему именно в II) веке Христа стали изображать длинноволосым, с бородой и усами. Возможно, к тому времени более досконально изучили обычаи Израиля; Иисус был назареем, потомком царя Давиде. Назареи же не стригли волос, умащивая их маслом, и носили усы.

Видео:

Загадки мертвых. Леонардо и Туринская плащаница (Riddles of the Dead. Leonardo The Man Behind the Shroud)

Является ли Туринская плащаница подделкой, изготовленной Леонардо да Винчи с помощью изобретенной им камеры-обскуры и его собственного изображения? Таково мнение некоторых ученых, другие же верят в ее подлинность.

В книге «Туринская плащаница» исследователь из Оксфорда Ян Вильсон высказывает предположение, что плащаница ≈ это не менее загадочная реликвия, Эдесский образ, которая представляла собой узкое льняное полотнище с опечатавшимся на нем ликом Сына Божьего. Считается, что из Иерусалима реликвия через Эдессу попала в Константинополь, но там пропала в 1204 году во время разграбления городе крестоносцами. По убеждению исследователя Вильсона, это полотнище было плащаницей, но слаженной втрое, так что видимым оставалось только лицо. Ученый предполагает, что реликвия не погибла в Константинополе, а, сменив несколько владельцев, попала к Ле Шарни, который развернул полотнище в полный его размер, превратив в плащаницу.

Туринская плащаница - шедевр Леонардо да Винчи?

С разрешения католической церкви три небольших фрагмента плащаницы были отданы в лаборатории Оксофорда, Тусона и Цюриха для датирования по радиоуглеродному анализу. Получены сходные результаты, относящие реликвию к промежутку между 1260 и 1390 годами.

Значит, все же Туринская плащаница никогда не покрывала тело Христа, а была
изготовлена в средние века. Вот почему надежных сведений о ней нет до XIII века. Но на один вопрос анализ не ответил: как и когда на полотнище появилось изображение.

Проведенные в 1980-х годах исследования показали, что отпечатки трехмерно соосны. Говоря иначе, в плащаницу действительно заворачивали человека. Удивительно, что изображение затронуло только самые поверхностные слои материи, а не прошло сквозь полотно (что случилось бы с написанным красками рисунком). Еще более загадочно, что четче всего отпечатки видны на негативе. Это натолкнуло исследователей Лини Пикнетт и Клайва Принса на мысль, что мы имеем дело с результатом одного из первых в истории человечества фотоопытов. И провал его, по убеждению ученых, не кто иной как Леонардо де Винчи!

Леонардо родился в 1452 году, а умер в 1519-м. В эти годы ходили упорные слухи о существовании подлинной плащаницы с изображением Христа. Однако церковь эти слухи решительно опровергала, утверждая, что речь идет о подделках. Как раз в год рождения Леонардо герцог Савойский получил на хранение плащаницу. Семейное предание и летописи подтверждают, что это и есть Туринская плащаница, но лишь в 1578 году, через 59 лет после смерти Леонардо, плащаница попала в Собор Сан-Джован-ни в Турине. Отсюда и ее название ≈ Туринская.

И вот радиоуглеродный анализ, проведенный менее годе назад на более совершенной аппаратуре показывает, что возраст плащаницы соответствует времени ее появления в Турине. Речь идет о XV веке, когда жил и творил Леонардо.

Туринская плащаница - шедевр Леонардо да Винчи?

Кроме эффекта негатива, туринская плащаница совладеет со многими картинами Леонардо своим восково-золотым колоритом, напоминающим отсвет свечи. Это неудивительно, ведь художник целые ночи проводил в подвале анатомического театра, где тайно зарисовал и составил свой анатомический атлас. Изобразить умершего Христа с такой достоверностью мог только Леонардо, ни один художник не обладал такими познаниями в анатомии и таким мастерством в передаче тончайших оттенков жизни и смерти.

Искусствоведы давно заметили, что кого бы ни изображал Леонардо, он невольно, а то и сознательно придавал изображению сходство с самим собой. И надо сказать, что сходство лика Туринской плащаницы с лицом Леонардо сразу бросается в глаза. Брови, нос, губы, волосы, усы, борода -все точь в точь как на знаменитом автопортрете Леонардо с небольшой поправкой на возраст.

В своей книге «Туринская плащаница: чей образ?» Пикнетт и Клайв пишут о том, что интерес Леонардо к оптике и его членство в тайной секте «Сионская община» подтолкнули его к созданию Туринской плащаницы, чтобы посредством этой реликвии «поглумиться над христианской верой в воскресение Христа». И он осуществил свою затею, использовав полотно и тело, которому скрупулезно нанес все имевшиеся у Христа раны. При работе над плащаницей он использовал весь арсенал доступных средств, с помощью которых можно было в то время получить неплохой фотографический отпечаток (что и доказали Пикнетт и Принс, соорудив собственную, вполне сносную плащаницу). Но безмерно вызывающее святотатство Леонардо состояло в том, что к телу распятого он припечатал собственное лицо! Лица мученика и художника чрезвычайно похожи, что объяснят постоянно отмечаемое исследователями несоответствие головы телу.

Теперь посмотрим, как создавалась плащаница. Она соткана из простого льна методом, который применялся в Палестине во времена Христа. Только Леонардо со свойственной ему энциклопедической достоверностью мог позаботиться о таких деталях, как материал и технология его изготовления. Веки изображения с плащаницы прикрывают древнеримские монеты, на которых титул императора Тиберия отчеканен неправильно и это подлинная деталь. Такие монеты огромной редкости Леонардо мог раздобыть у нумизматов. На спине Иисуса следы бичевания. Это были особые римские бичи со свинцовыми шариками на конце плетей. И еще одна деталь, выдающая Леонардо. Следы гвоздей не в ладонях, а на запястях. Почему? Анатомические опыты, проведенные уже в XX веке, показали, что тело не могло висеть на гвоздях, вбитых в ладони; следовал разрыв сухожилий и падение. Между тем гвозди, вбитые в запястья, отлично удерживали тело. Опыты Леонардо с телами казненных известны. Он, видимо, проделывал их и для создания плащаницы. Остается еще одна деталь. В отпечатке почти нет следов краски, но есть следы били-рубина, вещества из состава крови. Леонардо, вероятнее всего, сделал отпечаток на ткани с тела умершего или казненного человека, а уж затем поработал над этим отпечатком кистью и «красками», в состав которых входили сукровица и кровь.

Создать такой шедевр, как Туринская плащаница, мог либо сам Леонардо, либо гений, равный ему в знаниях и в искусстве. Но равного да Винчи ни до, ни после него на Земле не рождалось.

Оцените
(Пока оценок нет)
Загрузка...
Андрей Клешнёв
Андрей Клешнёв
Оцените автора
Тайны.нет
Добавить комментарий