Непотопляемые

Ученые рассматривают альтернативную версию Всемирного потопа, в которой ковчегов было несколько. Как, впрочем, и Ноев…

Непотопляемые

Специалист по древним восточным рукописям Британского музея доктор Ирвинг Финкель расшифровал одну из многочисленных месопотамских глиняных табличек. Рутинный перевод с клинописи на английский принес сенсацию. Согласно преданиям аккадцев — древнего народа, заселявшего территорию Междуречья 5 тысяч лет назад, — Ноев ковчег представлял собой не параллелепипед, как это принято, а конструкцию в виде круга. Ученые считают, что это свидетельство альтернативной версии спасения человечества, в которой Ной вовсе не главный герой.

Как утонул спаситель

Судно, на котором, если верить аккадским манускриптам, человечество и все живое на Земле спаслось от вселенского потопа, было сделано вовсе не из бревен и досок, как гласит Ветхий Завет, а представляло собой плот, свитый из тростниковых ветвей и пальмовых волокон, обмазанный особой глиной. Сам строитель ковчега, по словам древнего летописца, не спасся. Когда все отобранные люди и представители фауны вошли внутрь конструкции, он по приказу аккадского царя законопатил вход в ковчег снаружи, а сам остался погибать во власти разбушевавшейся стихии.

Библия преподносит эту историю иначе. Ковчег описывается в виде 150-метрового корабля шириной 25-30 метров и около 15 метров в высоту. По форме он напоминал нечто похожее на ящик. Сам же Ной, согласно ветхозаветной Книге Бытия, благополучно пережил всемирную катастрофу вместе с остальными людьми и животными, взятыми на борт.

Такое расхождение в описании одного и того же события вряд ли можно считать случайным. Различия заключаются далеко не в мелких деталях вроде того, какого размера были окошки в ковчеге. Разница между круглым тростниковым плотом и кораблем-ящиком более чем существенная. Да и вопрос о судьбе самого Ноя не столь однозначен.

Кому же верить — Библии или жрецам-аккадцам, описывающим события, следы которых, по всей вероятности, тогда еще были достаточно свежими? Прежде стоит ответить на главный вопрос: а был ли Всемирный потоп в принципе? Ведь глобальная катастрофа обрушилась на планету не так давно — когда уже существовала вполне развитая человеческая цивилизация, способная строить корабли. Беда явно угрожала не только низинным городам и селам, но и всей жизни на Земле. Причем вода должна была подняться настолько высоко, что пришлось даже строить ковчег, а иначе стихию можно было бы переждать, поднявшись на какую-нибудь горную вершину.

Непотопляемые

Потоп районного масштаба

«Итоги» обратились к независимому исследователю, автору нескольких книг по библейской археологии Алексею Опарину. Исследователь более чем уверен в реальности потопа. Причем он называет даже сроки, когда на Земле могла произойти эта катастрофа: около 5 тысяч лет назад. Факт, подтверждающий реальность потопа, — нахождение следов морской флоры и фауны на вершинах гор. «У нас в стране неизменно говорили, что это произошло в результате неких сдвигов земной коры, но западные исследователи всегда утверждали, что это прямые свидетельства присутствия воды», — отмечает Алексей Опарин. В свою очередь еще один исследователь темы потопа, кандидат искусствоведения Дмитрий Мадуров, утверждает, что бедствие вряд ли было настолько глобальным, что прокатилось по всей планете. По его мнению, крупномасштабное наводнение, о котором говорится и в Библии, и в расшифрованной Финкелем табличке, имело место на самом деле, но ограничилось пределами Месопотамии. Это якобы подтверждают и документальные данные. Археолог Леонард Вулли после раскопок 1922-1934 годов в Южном Ираке написал книгу «Ур халдеев». В ней он рассказал об удивительном открытии. Раскопав значительный пласт археологических слоев, исследователь вышел на глинистый грунт, не затронутый человеческой деятельностью, называемый археологами материком. На этом археолог не успокоился и заставил копать рабочих еще пять метров вглубь. Через несколько метров чистого грунта вдруг обнаружились археологиче-ские слои того же исторического периода. «На основании этого Вулли пришел к выводу, что эти несколько метров чистой глины были намыты неким потопом», — говорит Дмитрий Мадуров. Вулли полагал, что наводнение затронуло лишь Южную Месопотамию, но для ее жителей это был воистину вселенский потоп.

Непотопляемые

Ирвинг Финкиль расшифровал месопотамскую клинописную табличку, где утверждается, что спасительный ковчег был круглым плотом, сплетенным из тростника

Следы ковчега

Однако у Алексея Опарина есть весомые доводы в пользу того, что потоп был все-таки всемирным. Изучая эпосы различных культур, практически в каждом из них он нашел упоминания о страшном наводнении. Причем протяженность катастрофы везде одна: длился потоп один год. «Этот факт совпадает у всех народов с разницей до 20 дней», — рассказывает исследователь. Даты потопа указаны тоже примерно одинаковые — около 3000 года до нашей эры. Опарин нашел упоминания об этом событии практически во всех частях света. Так, древние греки оставили записи о том, что «городом в Малой Азии, который славился своей связью с потопом, была Апамея Киботос во Фригии». На монетах этого города, отчеканенных в царствование Северов, изображен ковчег с двумя людьми. Рядом с ковчегом — другие человеческие фигуры, а наверху — две птицы: ворон и голубь с оливковой веткой в клюве. На ковчеге начертано название «Ноэ». Здесь прослеживается четкая аналогия с библейским Ноевым ковчегом. Это в принципе не странно, потому что древние греки вобрали в свою культуру многое из культуры Ближнего Востока. Так что здесь может идти речь о ветхозаветном ковчеге.

Но каким образом легенды о Ноевом ковчеге могли добраться до других континентов? По преданию австралийских туземцев, много веков назад на Землю обрушился потоп, погубивший всех, кроме нескольких человек. В Африке роль спасителя исполнил «благочестивый человек» Тумбайнот. В индийских источниках упоминается некий Ману, предупрежденный богами о потопе. Он построил свой корабль и спасся на нем. В Мьянме был некто Поупоу Нан-чаунг, который сохранил жизнь себе и близким в большой лодке. Герой эпоса Малайского архипелага Троу спасся от вод в большой деревянной лодке, на которой, кроме него, были его близкие и взятые с собой животные. У индейцев Южной, Центральной и Северной Америки сохранились легенды, практически тождественные библейскому описанию потопа и способу спасения от стихии. Только вместо корабля индейцы строили большие каноэ, в которых вместе с другими людьми и животными плавали год, а потом, когда вода спала, пристали к горам. Жители островов Новой Гвинеи и Полинезии также рассказывали легенды, схожие с ветхозаветной. У них люди и животные спасались от воды на огромном плоту. Сохранились данные о потопе и в эпическом памятнике исландцев «Младшей Эдде»: во время потопа спасся лишь один человек с женой и детьми. Ковчег был временным пристанищем скандинавским героям. Более того, даже в Китае многие легенды упоминают о страшной катастрофе. У всех этих народов совпадают не только сроки потопа, но и некоторые детали: практически везде ковчег пристает к горе, везде речь идет о двух выпущенных на волю птицах, и даже радугу упоминают сказители каждого эпоса. Различны только описания плавательных средств, которые дали возможность людям выжить в течение долгого года скитаний по волнам.

Непотопляемые

Ноев было несколько?

Всему этому Алексей Опарин нашел несколько объяснений. Одно из них звучит так: когда наводнение закончилось, оставшиеся представители рода человеческого пристали к горе Арарат, родили потомство, которое позже, разругавшись при строительстве Вавилонской башни, разбрелось по континентам. И уже в новых местах обитания они в соответствии со своими новыми культурными представлениями о быте и кораблестроении описывали трагедию предков. Но могло же быть и по-другому! Напрашивается предположение о том, что ковчегов было несколько. И если верить историкам и археологам, которые утверждают, что заселение континентов произошло намного раньше, чем 5 тысяч лет назад, можно предположить, что у каждого сохранившегося после потопа племени или целого народа был свой Ной. И создавали они ковчеги, плоты, корабли и каноэ в соответствии с традиционными представлениями о судостроении. Каждый потом пристал к своей горе и видел свою радугу — обычное атмосферное явление, характерное для всех сторон света. А разницу в 20 дней подтверждает неравномерный спад воды в разных частях мира. Не исключено при этом, что некоторые не особо развитые народы сгинули в толще воды подобно таинственным атлантам. Но это уже судьба. Как говорится, кто не спрятался…

Под вопросом

Тигран Мкртычев, заместитель директора Государственного музея Востока по научной работе, доктор искусствоведения:

— В месопотамской мифологии на самом деле существует представление о мировом потопе. Во время этого бедствия должен был существовать некий корабль, который спас остатки человечества от погибели. Если в Месопотамии плавучие средства в основном делали из тростника, то, естественно, судно, которое упоминается в расшифрованном тексте, будет тростниковым плотом. На самом деле речь идет об архитипизме — представлениях о кораблях, сущест-вовавших во время наводнения. Говорить о том, что это и был ковчег Ноя, с моей точки зрения, не совсем правильно. Не думаю, что в этом тексте упоминаются какие-то ветхозаветные имена. Мне все же кажется, что вселенский потоп — это скорее миф. А месопотамский потоп подтверждается историческими данными. Они говорят о том, что было несколько крупных наводнений в этом районе. Одно из них, самое крупное, скорее всего и нарекли вселенским.

Сергей Французов, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения РАН:

— По данным геологов, в историче-ское время (когда существовало человечество) большая часть Земли никогда не затапливалась. А Месопотамия вполне могла затапливаться, и не раз. Скорее всего месопотамский миф оказался расширен на весь мир. А в его основе лежат реальные события. Значительная часть региона могла быть в какой-то момент затоплена, и людям пришлось спасаться на круглых плотах — это оптимальная форма, чтобы не перевернуло. Плыть им никуда не надо было, главное — не потонуть.

Андрей Десницкий, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, кандидат филологических наук:

— Довольно сложный вопрос, как соотносить предания древних народов с исторической реальностью. Возможно, речь идет о резком повышении уровня Мирового океана где-то на пороге неолита в связи с таянием ледников и затоплением населенных территорий. То, чего мы опасаемся в связи с глобальным потеплением, ерунда в сравнении с тем повышением уровня воды. Хотя, возможно, ничего такого и не было.

Оцените
(Пока оценок нет)
Загрузка...
Андрей Клешнёв
Андрей Клешнёв
Оцените автора
Тайны.нет
Добавить комментарий