Сегодня ислам является основой религией Азии. Но так было не всегда. Очень мало людей знают о истории христианства в Азии, несмотря на то, что хроника западного христианства хорошо известна.

Из летописей доподлинно известно, что христианство пришло в Азию из Персии. После принятия христианской веры императорами Рима, в Персии начались гонения на христиан и те были вынуждены переселятся на Восток. Людей, принесших христианство в Азию, называли несторианцами.

В 1165 году в Европе было распространено некое письмо, полученное от пресвитера Иоанна, считавшегося предводителем несториан. Он писал, что поселения несториан на востоке процветает. Письмо стало очень популярным, его перевели на несколько языков. В 1177 году папа римский Александр III отправил к Иоанну своего эмиссара Филиппа с посланием. Из своего опасного путешествия посланник папы так и не вернулся.

Из записок известного путешественника Марко Поло известно, что на своем пути через Среднюю Азию он повстречал много монголов и тюрок, исповедовавших христианство. Они относили себя к Ассирийской Церкви Востока. В одно время патриархом Ассирийской Церкви Востока, под именем Мар-Явалага III, был уйгур. В дальнейшем это стало шагом навстречу Западу, инициировали его местные ханы, желающие заключить с Францией и Англией и другими европейскими государствами союз против исламских стран. Да и все местные правители старались сохранять хорошие отношения с Ассирийской Церковью Востока и ассирийцами для поддержания связей с Западом.

tash-rabat03

В 1203 году Чингисхан женился на дочери племени кераитов Ясунсоен-беги, которая принадлежала к Ассирийской Церкви Востока. Жена Чингисхана продолжала исповедывать христианскую религию и чем могла поддерживала единоверцев. Благодаря этому, христиане имели значительное влияние на Чинхисхана. Сыновья Чинхисхана Джагатай и Октай также покровительствовали христианам, а Джагатай даже сам принял христианство в Самарканде. При хане Октае ассирийцы имели большую свободу в выборе религии. В свите хана даже был лекарь-ассириец, и христиане занимали высокие должности при ставке Октая. Христианские советники были тогда и при монгольских ханах, и находились рядом с наместником Северного Закавказья.

Однако Запад обманул азиатских правителей — они не дождались помощи европейских стран. Рузультатом предательства Запада стало принятие населением Азии ислама. Репрессии сразу обрушились на христиан-ассирийцев, которые уже к тому времени составляли зажиточную ремесленно-торговую городскую прослойку. В дальнейшем, при правлении Тимура по его приказу стали уничтожать христиан-ассирийцев на огромной территории – от Средиземного моря до Китая. Есть легенда, что жестокость Тимура связана с тем, что ассирийцы крестили жену Тимура, чтобы усилить свое влияние на правителя. Однако Тимур, убив ее, обрушил на христиан весь свой гнев. От жестокой резни спаслись только три группы христиан: одна бежала в Индию на Малабарское побережье, вторая группа оказалась на Кипре, а третья спаслась, убежав в горы Курдистана

Почему же такому жестокому гонению подверглись, ранее обласканные правителями, христиане? Оказывается, что причина храниться в самом учении последователей Мухаммеда. Неотъемлемой частью ислама является джихад – неистовая борьба со злом в окружающем мире. Так получилось, что в христианах мусульмане увидели это зло. Поэтому в азиатских исламских странах велась такая активная борьба с христианством.

Несмотря на то, что Средняя Азия относится к регионам где, исповедуют ислам, там сохранились следы христианства. Например, памятник средневековой архитектуры – каменная крепость Таш-Рабат, находящаяся в ущелье Кара-Каюн в окружении снежных вершин и неприступных хребтов Тань-Шаня. На высоте 3600 метров, недалеко от границы Китая и Кыргызстана находится этот необычный объект. Недалеко от него проходила одна из основных караванных троп Великого Шелкового пути. Эта дорога связывала Ферганскую долину с оазисами Кашгара и берегом прекрасного озера Иссык-Куль. Христиане, несмотря на жесткий климат и своенравную природу горной местности, закрепились в этих краях.

Историки и археологи до сих пор спорят о том, почему именно здесь, в малонаселенной местности, построили величественный и таинственный Таш-Рабат. Считается, что подобного объекта по сложности строения и величине нет на пространствах от Каспийского моря до пустыни Гоби. По версии ученых Таш-Рабат был христианским монастырем, служившим также одновременно и постоялым двором для караванов. Правда, некоторые исследователи настаивают на оборонительном назначении этого строения. Также имеются письменные источники, относящиеся к истории азиатского средневековья, но и они не дают ответы на многочисленные вопросы. Таким образом интерес к тайне этого поразительного бастиона не угасает.

Ущелье, в котором расположен Таш-Рабат называли «черной долиной, где мало снега». Скалы, окружающие долину защищают ее от снега во время зимы, хотя морозы иногда достигают -50 градусов. Летом часто бывают ночные заморозки, а самая высокая летняя температура не превышает +20 градусов. И поскольку ущелье вытянуто в направлении юга, то в любое время светового дня обязательно освещен один из склонов ущелья.

Таш-Рабат стоит на «утреннем», обращенным к солнцу, склоне. Сооружение ориентировано по четырем сторонам света, вход крепости обращен на восток. Первые лучи солнца озаряют и согревают фасад здания, заодно поддерживая циркуляцию теплых струй воздуха под тяжелыми сводами внутренних помещений, избавляя их от сырости. В зимнее время функцию обогрева выполняли костры, обогревая все комнаты и залы крепости. Под зданием есть лабиринт подземных ходов и даже подземная тюрьма (зиндан). С внешней стороны расположены угловые башни, выполняющие, вероятнее всего, сторожевую функцию. Загадкой осталось то, что же могла защищать крепость, которая находилась в стороне от караванного пути, в узком, практически безлюдном ущелье, надежно защищенном непроходимым болотом? Может быть своих загадочных обитателей? Надо признаться, что для средневековой архитектуры это сооружение выделялось своей продуманностью и гениальным исполнением.

И конечно, о таком таинственном сооружении сложено много легенд. Одна из них очень напоминает сюжет из Библии. За грехи людей, Господь послал на Землю наводнение, погубившее много людей, среди спасенных были два праведника – сын и отец. Они начали строить храм у вершины той горы, где спаслись от потопа. Правда сын не работал до завершения строительства, он ушел с караваном, вслед за понравившейся ему девушкой, а немощный старик продолжил свой тяжелый труд. Проходившие мимо паломники, помогали старику укладывать большие камни. Из Рима пришел святой со своими последователями. Они были могучими богатырями и сумели быстро завершить строительство неприступной крепости. Оставшись в ней, христиане вели очень скромную жизнь, просвещали и лечили людей, давали приют странникам.

Около тысячелетия христианство постепенно растворялось в среде исламского мира Азии. Небольшие христианские общины сохранились и после этого срока в горах Тань-Шаня и на берегах Иссык-куля, пользуясь благосклонностью сменяющих друг друга правителей и хорошим отношением местных жителей. И крепость Таш-Рабат служила долгое время христианам убежищем, а также всем людям, независимо от вероисповедания, нуждающимся в защите и отдыхе на перевалах центрального горного хребта величественного Тань-Шаня.

Но может быть, это только легенда, а настоящая история загадочной крепости Таш-Рабат так и осталась скрытой за завесой тысячелетий!

No related links found


Комментарии:

Leave a reply